Правила деревенских драк

Драка на праздник - вовсе не беспорядочная дикая свалка. Здесь имелись свои правила, как этического, так и технического плана, превращавшие драку в подобие танца или ритуала. Уличная драка - выяснение отношений между парнями разных деревень (концов, улиц села и т.п.) - предварялась рядом проходов по улице. Компания (партия, команда, ватага) парней с гармошками, по обочинам девушки с семечками. Парни, завидев компанию из другой деревни, громко поют специальные песни - их называют "мужскими", "хулиганскими", "под драку" ( на Северо-Западе - "скобаря" или "скобаря потешного"). Их распев своеобразен: разухабист, громок, вызывающ по самому своему предназначению. Они должны раздразнить, завести соперника и создать боевой настрой в собственной команде. Их герои - атаман и товарищи - всегда обильно вооружены и задиристы, правда, обычно страдают (кровь на белой рубашке у товарищей, либо куст над свежею могилой атамана - обычное дело, надо надеяться, в куплетах, а не в жизни).

Еще один смысл этих мужских песнопений - передача и напоминание правил и сценария драки, а также распределение ролей по ходу ее. Вот пример - запись, сделанная в 1997 году в с.Пинаевы Горки Старорусского района Новгородской области. Бурундук, тогда еще дошкольник, принимал в процессе записи самое непосредственное участие, проявляя живой интерес по ходу беседы.

 

 

Интервьюер - Т.Б.Щепанская (СПб Музей Антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН). 1997 г.

Респондент - Лукин Виктор Васильевич, 1925 г.р.

С.Пинаевы Горки Старорусского района Новгородской области. В молодости – атаман местной команды парней в деревенских драках(в 14 лет его “избрали на лодке”). Затем – партизан.

Девочка, беленький платочек

Больше не повязывай:

Разобьют головку мне,

Так раны перевязывай.

Где про нас ножики точат,

Мы туда гулять идем:

Либо нас кого зарежут,

Либо мы кого убьем.

Финка ножик не согнется

И рука не задрожит.

Задушевный мой товарищ

Во сырой земле лежит.

Атаман у нас молоденький,

Не выдадим его.

Семерых в могилу вгоним

За него за одного.

Побить, побить хотели,

Побить нас пыталися.

Но мы тоже не сидели –

Того дожидалися.

Дроздинские ребята,

на нас не коситеся.

Наши шотовски придут –

На печке насидитеся.

Меня девочки не любят –

Говорят, что хулиган:

У меня в кармане ножик,

А за пазухой наган.

Порезали, да мало,

Задираются еще.

Наше дело молодое –

Заживает хорошо.

Атамана у нас нету,

Но и ты не атаман.

А на будущее лет

Атаманом буду сам.

На супрядку справлялся –

Батька ножик наточил.

Матка гирю навязала,

Я наганчик зарядил.

Хулиганы, хулиганы,

Хулиганы, да не мы:

Есть такие хулиганы –

не выходят из тюрьмы.

В нагане ручка полинялася,

Где рукой держался я.

Товарища убили –

Сиротой остался я.

Наганы отобрали –

Думали, последние.

Потом появились

Рукоятки медные!

Побита, поколочена

Моя бедна голова.

Белым бинтом забинтована,

Девчонка, за тебя.

Дорогой ты мой товарищ,

Как себя не убурег.

От дубового киечка

Во сырую землю лег.

 

Где убили атамана,

Там не вырастет трава.

В поле камешки полопают,

Завянут дерева.

 

 

 

 

 

Пускай нас поколотят –

Наши раны заживут.

Наши вострые кинжалы

Виноватыих найдут.

 

Сайт управляется системой uCoz